Когда подростки говорят, что хотят стать предпринимателями, они редко представляют себе, что это на самом деле означает. На Закарпатье, в Мукачевской средней школе I и III вв. Студенты №7 уже несколько лет ведут три предпринимательских проекта: «ПринтХаб», «ЗначОк!» и «Умный сад». Каждым из них занимается отдельный класс, клиентами в основном являются студенты и родители, но они масштабируются под свой район и город. Заработанные деньги в основном инвестируются в развитие бизнеса и улучшение учебных классов.
На первый взгляд, это игра, в которой студенты зарабатывают реальные деньги. А на самом деле все серьезно: бизнес-инициативы возникли в этой школе возле Мукачевского замка в рамках курса предпринимательства социальной школы, который ведет известный тренер по финансовой грамотности Сергей Вожжов. Под руководством педагогов дети проходят полный цикл – от бизнес-идеи и анализа рынка до поиска инвесторов, возврата средств и передачи проекта следующей команде. Этот опыт не только дает подросткам практические навыки предпринимательства, но и меняет представление поколения, которому предстоит восстанавливать Украину, о бизнесе, деньгах и социальной ответственности.

ДЕНЬГИ ОТ ГРУППОВОГО ЗАКАЗА КУПИЛИ ЗЕРКАЛО И ПУФЫ
– Меня зовут Роман, я второй год работаю школьным принтером. На этом принтере мы выполняем заказы для студентов – печатаем все необходимое для уроков. А теперь у нас могут быть и книги – например, электронные учебники для уроков немецкого языка. С помощью другой машины, приобретенной на деньги, заработанные в PrintHub, мы имеем возможность их вышивать, – рассказывает ученица 11 класса. Роман Малашенко о своем бизнесе.
Его деловой партнер Ванесса Колядова говорит, что хотя проект стабилен, доходы непредсказуемы.
— Максимум, что мы заработали, — около 5000 за оптовый заказ на печать книг. Сейчас у нас на карте около 3 тысяч. Заработок разный — может, два человека за неделю приходят что-то напечатать, и прибыли вообще нет, а может, десять человек заказывают книгу, — делится школьница.
Самое жаркое время работы – летом перед школой.
– Ваши услуги дорогие или дешевые по сравнению с другими на рынке? – Мне интересно.
– Это дешево, почти в два раза ниже цен на рынке в городе. Например, цветная книга на 100 страниц здесь стоит 300 гривен, а в городе на 200 гривен дороже, — говорит Ванесса.
Он говорит, что их клиентами являются студенты и родители. Для налаживания клиентских отношений они ездили с презентацией на родительские собрания. Еще они запустили и поддерживают страницу в Инстаграме — с ее помощью масштабируются пока — только в пределах своего округа.
Поскольку бизнес социальный, дети могут вкладывать свои заработки в социальные проекты.

— Да, на деньги, вырученные от оптового заказа, мы купили красивое зеркало для класса и пуфы, — добавляет девушка.
ЛУЧШАЯ КУПИТЬ МЕМ-ИКОНЫ
Их коллеги из другого школьного проекта – “ЗначОк!” – десятиклассники. Когда мы приходим, все уже в самом разгаре: девчонки мастерят значки и прикрепляют их к большой доске, покрытой белой тканью. Во время большой перемены мальчики пойдут с той доской «в народ» — продавать значки ученикам младших и средних классов.

– Мы изготавливаем значки как на заказ, так и просто на продажу – по нашим идеям. Есть разные коллекции. Сейчас мемы наиболее популярны. Также – аниме. Мы все работаем вместе, как класс. Здесь все умеют пытать значки, – подробно рассказывает школьный предприниматель. Ника Калабишка.
Все сделано просто, показывает она.

– Берем заготовку (макет, на котором напечатаны изображения) и пленку, прижимаем ее, а затем прикрепляем застежкой к обратной стороне бейджа.
Их бизнес связан с работой PrintHub.
– Заказы принимаем в чат-боте. У нас есть дизайнер, который делает макеты, он отправляет их в печать. Потом берём, вырезаем и делаем значки, — говорит Ника.
Делами десятиклассники обычно занимаются на переменах, когда есть время – на уроках технологии. Заказы принимаются как онлайн, так и оффлайн. На заработанные деньги они покупают материалы для производства в интернет-магазинах.

– У нас есть большие значки по 35 гривен, средние по 20 гривен, маленькие по 15 гривен. Бывают пластиковые и металлические заготовки. Более популярные — металлические, — делится школьница. – Мы начали этим заниматься осенью, с тех пор уже заработали 6 тысяч гривен. Половина этих денег была потрачена на покупку пуфиков для нашего класса. Остальное мы сохраним и вложим в развитие.
Пока что они расширяются в черте города: здесь в качестве надежных и постоянных клиентов у десятиклассников школы под замком есть мукачевские пластуны, которые любят значки.
МИКРО ЗЕЛЕНЬ ИЗ УМНОГО ГОРОДА
Еще одно школьное дело – «Умный сад». Над этим проектом работают семиклассники и их учитель немецкого языка. Юлия Фитас. Это во всех смыслах самый молодой бизнес школы, проект только запустился и существует меньше года. В то же время оно и самое рискованное: детские растения несколько раз погибали из-за отключения электроэнергии.

– Чтобы получить готовую к продаже микрозелень, нужно 14 дней, – объясняет семиклассник. Богдан.
Воспитатель добавляет, что есть несколько этапов: посадка, проращивание и выращивание растений.
– Как только начали выключать свет, растения начали очень медленно расти. Но мы забираем их домой на проращивание и уже выращиваем здесь. Дети поливают себя, когда нет света и не работает автоматический полив. Они умеют разбавлять удобрения в нужных пропорциях, без которых микрозелень не растет, – говорит Юлия Фитас.

Семиклассники рассказывают, что продают выращенную микрозелень в ближайший ресторан. Его также покупают учителя и родители.

– Заработок не стабильный, сумма каждый месяц разная. Сейчас мы ничего не продаем, растем до праздников, к тому времени у нас уже много заказов, – говорит педагог.

Дети продают свою микрозелень по цене 65 гривен. У них в ассортименте есть горох, редис, лук и капуста.
ДИРЕКТОР СТАЛ ИНВЕСТОРОМ – ДЕТИ ВЕРНУЛИ ВЛОЖЕННЫЕ ДЕНЬГИ ЗА ОДИН ГОД
Со слов директора Мукачевской средней школы I-III классов. Наташа СавчинЧетыре года назад здесь стартовал первый проект школьного предпринимательства. Сейчас уже работают три проекта и готовится к запуску четвертый, о котором заранее не говорят.

– Все началось с того, что, когда я пришел в школу, Сергей Вожжов проводил курс финансовой грамотности. Это был 2022-2023 учебный год. Приходит Сергей Анатольевич и говорит: «Может быть, мы бы не только финансовой грамотности учились, но и социально-школьное предпринимательство открыли?». У них не было опыта, поэтому они стали изучать детали, читать, что это такое. Ну и в конце концов рискнули реализовать. Нужно было найти бизнес, которым можно заняться на базе школы, а также найти финансирование для его развития, – говорит директор.
Он добавляет, что у детей были совсем другие идеи, поэтому они пришли и предложили.
– Была, например, идея сделать у школы платную парковку для учителей. Еще они толкнули… казино. Ребята предложили поставить автоматы и брать за каждую игру по 20 гривен, – смеется Савчин. – Я не отказался, просто предложил «бизнесменам» найти нормативные документы, которые позволили бы нам установить игровые автоматы в помещениях школы. Ну, вот и все.
В конце концов, что касается идеи первого бизнеса, остановились на полиграфии.
– Но не все так просто, печать в школе имеет определенные нюансы. Школа работает до шести, клиенты тоже, нет времени приходить и забирать заказы. Итак, мы решили, что заказчики — студенты и родители. Я пригласил команду PrintHub на общее собрание, где они рассказали об этом родителям. Им предстояло организовать Google Диск, где можно скачать материалы для печати, оформить доставку. Основная проблема заключалась в том, где взять деньги на принтер. Мы подали заявку на гранты, но нас не выбрали. В конце концов, Юлия Тайпс (городской чиновник, – ред.) через немецких партнеров. Ребята перевели презентацию своего проекта на немецкий язык, показали немцам – и они дали деньги, – объясняет директор школы.
Поскольку проекты социальные, подчеркивает Наташа Савчин, студенты не могут просто разделить заработанные деньги и, скажем, поесть в пиццерии. Эти средства они вкладывают в развитие проекта, покупают вещи для своих классов, а также губку для маскировочных сетей, которые плетут в школе.
Когда запустился второй проект — «ЗначОк», директор стал инвестором.
– Этот проект придумали дети, перед этим они провели опрос среди школьников, будут ли они покупать значки. То есть изучали целевую аудиторию. Я вложил, к концу учебного года мне вернули вложенные деньги. И проект достался следующему классу по наследству – сейчас над ним работают, – рассказывает Наташа Савчин.
На оставшиеся заработанные деньги команда проекта купила оборудование для переработки пластиковых бутылок в нить, ведь студенты сортируют мусор и есть что перерабатывать. Затем команда представила этот проект в «Студбиз» и выиграла грант в размере 2000 евро. Купили еще форму для печати значков и 3D-принтер для школы. Сейчас на нем печатают филаментные изделия.
ЕДИНСТВЕННАЯ ШКОЛА В СТРАНЕ, ГДЕ РАБОТАЮТ ТРИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОДНОВРЕМЕННО
Учитель финансовой грамотности Сергей Вожжов говорит: если посмотреть каталог социального школьного предпринимательства в Украине, то можно увидеть, что в Закарпатье три таких бизнеса.

– Все они действуют в одной школе – это Мукачевская средняя школа 1-го и 3-го классов. №7, известная как школа под замком (расположена недалеко от знаменитого замка Паланок, – ред.). А если углубиться в вопрос еще больше, то окажется, что в Украине есть одна такая школа, где работают три разных бизнеса и дают детям опыт предпринимательства, – говорит он.
Вожжов объясняет, что это важно, поскольку благодаря таким проектам дети приобретают ценные практические навыки предпринимательства.
— Вообще подросткам очень интересен бизнес в смысле «как он работает в реальной жизни», а не так, как рассказывают на занятиях по финансовой грамотности. Дети сталкиваются с тем, что им предстоит действительно придумать идею для бизнеса. Это довольно сложная история, как оказалось: сложно придумать реальную бизнес-идею, что-то, что можно реализовать, что будет работать и приносить прибыль, а не типа, вот мы получили средства, вложили их и вот оно у нас. Эта история должна быть о самодостаточности, приносить прибыль, чтобы было развитие и масштабирование, – добавляет преподаватель.
Он отмечает, что «PrintHub» работает в школе уже третий год и дает результаты, хотя коллектив сменился и ученики, которые его запускали, закончили обучение.
– «Икона» работает уже второй год, сейчас этот проект ведет еще и другой класс, получивший его в «наследство». Кстати, такая традиция наследования ситуацию не особо облегчает, а может даже усложнить. Ведь новая команда начинает все практически с нуля, ей предстоит осваивать направления, думать о развитии бизнеса, – говорит Вожжов.
Наташа Савчин резюмирует: участие в таком школьном деле – это очень хороший опыт для детей.
– Когда спрашиваешь подростков, чем они хотят заниматься, многие из них отвечают, что хотят иметь свой бизнес. По их мнению, это легко. Участвуя в таких проектах, они понимают, что в бизнесе на самом деле много нюансов. И здесь у них есть возможность их отработать. Сталкиваемся с рисками – как с отключением света в «Умном саду» или с поиском инвестора, как с «PrintHub». Он «вытирает золотую пыль с глаз» детей. Нет, это непросто, но с этим школьным опытом будет намного проще.
Татьяна КогутичМукачево
Авторское фото
